Добрый день, друзья!

Представляю Вашему вниманию картину «Мадонна Лукка» известного фламандского художника и реформатора европейской живописи Яна Ван Эйка- первооткрывателя техники масляной живописи, которая сделала настоящий переворот в мировом искусстве.

Мадонна Лукка Яна Ван Эйка

Мадонна Лукка Яна Ван Эйка

Эта картина долгое время находилась в коллекции Карло Луиджи, герцога Луккийского. Лукка – название города, от которого и происходит название картины.

В своем творчестве Ян Ван Эйк неоднократно обращался к темам Мадонн с младенцем, но эта Мадонна мне нравится больше всего. 

Написал он ее в 1436 году. В картине Ван Эйк не придерживается строгих иконографических традиций, как это делали большинство художников того времени, он далек от представления Мадонны, как символа скромности и смирения.

Богоматерь изображена в момент кормления Младенца. Ее обнаженная грудь явилась в то время вызовом целомудренности.

Мадонна Лукка Яна Ван Эйка

Он изображает Марию величественной и, в то же время, показывает ее внутренний мир. Мадонна восседает на роскошном престоле украшенном четырьмя статуэтками львов, который напоминает трон царя Соломона, как его обычно изображали художники средневековья, а балдахин трона украшен легкомысленным растительным мотивом.

Мадонна Лукка Яна Ван Эйка

Сама фигура Богоматери впечатляет своей монументальностью, этот эффект усиливают симметрично расположенные по бокам окно слева и ниша справа. Ван Эйк иногда пытался нарушить принципы построения симметричной композиции в работах с Мадоннами, но он добивался этой симметрии по-своему, получая в итоге наиболее впечатляющие эффекты.

Мадонна Лукка Яна Ван Эйка

Характерной чертой в живописи Ван Эйка является максимальная достоверность передачи фактур и текстур изображаемых объектов.

Стоит обратить внимание на поразительный натурализм в деталях одежды, ковра и плитки на полу. Современники художника восхищаясь его точностью мазка и натуралистичностью говорили: «Похоже его рукой водит сам Господь Бог!»

Фрагмент картины Мадонна Лукка Яна Ван Эйка

Не смотря на безмятежное лицо Мадонны на картине Ван Эйка много явных и скрытых символов, которые говорят нам о многом. 

Символы в картине Мадонна Лукка Яна Ван Эйка

Рассмотрим символику картины .

Львы

Как я уже писала, роскошный престол Мадонны украшен четырьмя статуэтками львов.

В христианстве символика льва двойственна: с одной стороны лев-это сила и мощь Христа, его царственное начало, а с другой стороны Христос-спаситель христиан из пасти рычащего льва, то есть дьявола.

В раннехристианской легенде существует связь между львом и Воскрешением, согласно которой львенок рождается мертвым и спустя три дня оживает после того, как отец вдохнет в него жизнь: связь Бог-отец и Сын. Поэтому лев символизировал бдительность, духовную крепость и Воскресение из мертвых-победу жизни над смертью.

Красное одеяние Мадонны

Мадонна в красном одеянии. Характеристик красного цвета много, но в традиционном христианском искусстве красный считается цветом жертвенной крови Христа и мученика.

Персики

Персики на окне. В христианстве персик—символ умиротворенности, которую испытывает душа добродетельного человека. На изображениях Мадонны с Младенцем персик символизирует плод спасения. Так же, он является символом бессмертия.

В руке младенца плод персика – это спаситель.

Фрагмент картины Мадонна Лукка Яна Ван Эйка

Персик в руке младенца на картине Ван Эйка Мадонна Лукка

Таз с водой

Таз с водой–символ чистоты и невинности Девы Марии. Вода в христианстве играет роль очищающего элемента, смывающего грехи. 

Фрагмент картины Мадонна Лукка Яна Ван Жйка

Ниша и окно

Следующий символ в картине, это симметрично расположенные по бокам от Богородицы справа окно и слева от нее ниша. Обе стороны образуют двойственную систему.

Символы Окно и ниша на картине Ван Эйка Мадонна Лукка

На западе место по правую руку от хозяина всегда было почетным. На Страшном суде хорошим определено место по правую сторону, проклятым - по левую, а воскресший Христос сидит по правую руку от Бога.

Говоря об этом символе, можно сказать, что глухая ниша в стене-это путь в никуда, это тьма и греховный путь, который выбирает человек. А окно, это–истина, это праведные поступки и деяния, это Свет Божий. Человечество должно идти на Свет, который указал нам Христос!

Выбор за Вами по какому пути идти, по пути Света или по пути тьмы.

Линейный разбор композиции картины Мадонна Лукка Яна Ван Эйка

Графический разбор композиции картины Мадонна Лукка Яна Ван Эйка

Обратите внимание, композиционные линии от углов треугольника сходятся в руке младенца держащего плод персика – это спаситель, он возьмет все грехи человечества на себя.

  • Просмотров: 3794